6111_IVD_3103

КРУГЛЫЙ СТОЛ «ГРАМОТНОСТЬ МОЛОДЫХ: ЧТО ПОКАЗЫВАЮТ ИТОГИ ЕГЭ И ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕНЫХ»

20 июня, «Вечерняя Москва»

Круглый стол состоялся 20 июля 2016 года при участии генерального директора НП «Родное слово» в эфире сетевого вещания газеты «Вечерняя Москва».

В обсуждении приняли участие декан филологического факультета Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Андрей Щербаков, генеральный директор некоммерческого партнерства по содействию поддержке и сохранению русского языка «Родное слово», руководитель программы «Словари XXI века» Константин Деревянко, преподаватель русского языка и литературы лицея Высшей школы экономики Ольга Брюханова, заместитель директора, учитель русского языка и литературы школы № 1078 Елена Галабурдова. В числе обсуждаемых тем были динамика результатов ЕГЭ по русскому языку, новая Концепция преподавания русского языка и литературы, возвращение бумажной книги, воспитание культуры чтения и пользования словарями.

6111_IVD_3139Андрей Щербаков, развивая тему подготовки выпускников школ, в частности, отметил, что большинство современных учеников фактические не умеют писать сочинения по литературе:

– Для того чтобы хорошо написать выпускное сочинение, необходимо это делать систематически. К сожалению, в последнее время эта практика была утрачена, и, как итого, мы получили выпускников школ, не способных создать связный текст, основанный на литературном произведении.

В своем выступлении Андрей Владимирович коснулся и темы принятия новой Концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных учреждениях. Декан филологического факультета Института Пушкина напомнил, что это рамочный документ, в котором констатируются существующие в плане преподавания русского языка и литературы проблемы и намечается ряд путей их решения:

– Первая проблема связана с тем, что современные школьники не испытывают любви к классической литературе. Решить эту проблему можно через изменение содержания образовательных программ и применения различных новых методик образования. Во-вторых, многое еще предстоит сделать в связи с мотивацией к чтению. Чем больше человек читает, тем он грамотнее пишет и говорит. И третья проблема – кадровая. Особенно актуальна она в тех регионах, где русский преподается не как родной язык. Сформировав комплекс мер по данным вопроса, мы получим в итоге по-настоящему эффективную систему образования.

6111_IVD_3137В свою очередь Константин Деревянко отметил необходимость проведения комплексной системной работы, повышающей мотивацию интереса подрастающего поколения к чтению. Но, подчеркнул Константин Сергеевич, эта работа должна начинаться в семье.

– Государство, разрабатывая комплекс соответствующих мер, не должно забывать о систематической работе с родителями. Мы сегодня находимся в непростом временном отрезке, когда глобализация и, можно так выразиться, информационная революция, затрагивают интересы и детей. Для того чтобы решать проблемы чтения, нужно наладить инфраструктуру, провести работу по поддержке книжных магазинов по всей стране. По статистике, на один книжный магазин в России приходится 60 тысяч населения. Для сравнения: в Европе этот показатель в шесть раз выше. При этом нужно понимать, что электронные книги не могут в полной мере заменить бумажные. Бурный рост популярности электронных книг в последние годы фактически остановился, и это фиксируют специалисты в многих странах.

Российский рынок пока в этом плане не показателен, у нас ридеры все еще популярны, но бумажная книга неуклонно отвоевывает свои позиции. К тому же бумажные детские книги в любом случае не имеют аналогов – любой родитель предпочтет полистать с ребенком настоящую книгу с картинками, а не читать с экрана монитора. И еще один важный момент: в последние годы в школьную систему образования введены новые федеральные образовательные стандарты. Сейчас проводится этап их ввода в среднюю и старшую школы. Эти стандарты подразумевают фактически переворот системы: около 80 процентов учебного времени ученики должны работать самостоятельно.

В связи с этим напомню, что в начале 1990-х годов из системы образования как обязательный элемент выпали словари. Между тем словарь – это мощный серьезный ресурс всестороннего развития личности, языковой и информационной. Сегодня мы проводим различные мониторинги, по результатам которых выясняется, что в школах современных словарей в принципе нет. Из всех опрошенных только 8 процентов молодых людей смогли объяснить, что такое орфоэпический словарь. Сегодня перед нашей системой образования стоит задача вернуть словари в образовательный процесс, и, кстати, Концепцией преподавания русского языка и литературы это предусмотрено. Сейчас в Министерстве образования ведется работа по созданию системы и критериев экспертизы словарей, формированию соответствующих обязательных списков словарей, которые необходимо включить в школьную программу.

2 606