«ОТ ПАРИЖА ДО БЕРЛИНА ПО КАРТЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ», «ДАЛЕВСКИЙ ДИКТАНТ» И ЛАБРАТОРНАЯ РАБОТА

Портал www.деньсловаря.рф предложил в период с 19 по 30 ноября 2018 г. провести в общеобразовательных организациях ряд мероприятий, посвященных Дню словаря, и выложил различные методические материалы.

Наша школа приняла участие в празднике. В библиотеке мы организовали выставку лингвистических и энциклопедических словарей, а в кабинете русского языка и литературы были представлены итоги работы наших учеников со словарями: выставка «Топонимия Южного Урала» явилась итогом работы с топонимическим словарем Н. И. Шувалова «От Парижа до Берлина по карте Челябинской области», а выставка «Фразеологизмы» – результат работы с фразеологическим словарем, помимо этого мы подготовили наглядное пособие «Словари», в котором представили, как выглядит статьи различных словарей. Также работала электронная выставка. Пока старшие изучали топонимы, младшие рисовали иллюстрации к загадкам и сочиняли рассказы по пословицам.

DSCN1643   IMG_9790

Помимо выставок, были проведены словарные уроки. 19 ноября 6 класс выполнил лабораторную работу «Роль словарей в жизни человека», а 22 ноября мы все школой приняли участие в «Далевском диктанте». 30 ноября в библиотеке прошел урок «Найди нужные слова», в ходе которого учащимся для выполнения заданий было необходимо обращаться к различным лингвистическим словарям.

DSCN1679Чтобы познакомить детей с энциклопедическими словарями и научить ими пользоваться, мы провели внеурочное занятие «Основы проектной деятельности» в библиотеке, где у нас были выставлены все имеющиеся в библиотечном фонде энциклопедии. К этому моменту школьники уже научились писать введение к проекту, поэтому данный урок мы посвятили работе с теоретической частью, а именно работе с терминами, личными именами и другими понятиями. Каждый из учащихся выбрал энциклопедию, нашел в ней слова, связанные с темой своей работы, и выписал их, чтобы потом включить в текст своего проекта. В конце занятия учитель рассказал детям, как правильно оформить библиографическое описание словаря и сделать на него ссылку в своей работе.

Итогом нашей недели русского языка и литературы, посвященной Дню словаря, стала игра «Найди ошибку»: ученикам нужно было обнаружить ошибки в текстах объявлений и реклам и исправить их; и игра «Что? Где? Когда?», в которую мы включили вопросы, связанные со словарями.

DSCN1679   DSCN1732

IMG_9775Каждый человек так или иначе сталкивается в жизни с созданием текстов. Кто-то работает с ними непосредственно, например: рекламщики, телевизионщики, журналисты, сценаристы, сотрудники издательств, писатели, копирайтеры, контент-менеджеры, работники различных офисов, ведущие документацию. Многие из нас дают объявления, пишут друг другу письма и сообщения, размещают свои статьи в Интернете, комментируют – в век информационных технологий создавать тексты стали почти все. Чтобы написать грамотный текст (что особенно важно, если этот текст будет видеть большое количество людей) нужно обращаться к словарям, например, к онлайн-словарям портала «Грамота.ру», где можно не только проверить написание слова, но и задать вопрос, связанный с расстановкой знаков препинания, выбором той или иной грамматической формы слова и т. д. Это мы и рекомендовали нашим учащимся.

Цель проведенной нами работы – формирование культуры обращения к словарю как к источнику нормы, как к книге, в которой концентрируется национальная система понятий, как к источнику исторического самопознания и верного понимания смыслов текстов.

http://s5.edumiass.ru/novosti/

1 61