Организационные, нормативные и финансовые механизмы совершенствования правоприменительной практики по реализации Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации»
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Рассмотрим языковую ситуацию в Центральном федеральном округе на примере Тульской области, которая отражает основные и специфические тенденции в области правоприменения.
Правительством Тульской области в 09.04.2016 г. утверждена Концепция преподавания русского языка и литературы, а 29.09.2016 г. Министерством образования Тульской области был утверждён План мероприятий по реализации этой Концепции, в которых, кроме Министерства образования Тульской области, задействованы ведущие образовательные организации области.
Реализация Концепции предусматривает проведение:
— научно-практических мероприятий;
— мероприятий по регулярному повышению квалификации учителей (включая проблемы обучения русскому языку в условиях многоязычия, то есть в том числе лиц, для которых русский не является родным);
— создание стажировочных площадок для апробации методик и практик школьного обучения;
— исследование качества образования в школах;
— олимпиады школьников и учителей; литературные конкурсы школьников; конкурсы методик и курсов для учителей;
— создание системы диагностики профессиональных затруднений педагогических работников, проведение семинаров и круглых столов по актуальным вопросам преподавания;
— разработка информационных ресурсов по русскому языку и литературе в сети Интернет.
Таким образом, практически все основные направления для реализации государственной политики поддержки и изучения русского языка в Тульской области охвачены, и по ним ведётся активная деятельность.
ОБЩЕНИЕ В РАМКАХ ОБСУЖДЕНИЯ
Если возникнут вопросы, наши специалисты на них ответят
Если возникнут вопросы, наши специалисты на них ответят
БОГОРОДСКАЯ СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА,
контактное лицо по организационным вопросам
ГЕРШОВИЧ ЯКОВ ГРИГОРЬЕВИЧ,
контактное лицо по техническим вопросам
Мероприятия проводит Некоммерческое партнерство «По содействию в поддержке и сохранении русского языка при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, в рамках исполнения Государственного контракта на выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок «Организационное и научно-методическое сопровождение правоприменительной практики субъектов Российской Федерации по реализации норм Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации» в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 годы.
ОСТАВЬТЕ СВОИ ВОПРОСЫ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ, КОММЕНТАРИИ
6 Комментариев на "Доклад на конференции — ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ — ОБСУЖДАЕМЫЕ ДОКУМЕНТЫ"
Во время конференции 12 июля 2017 г. Ирина упомянула ресурс грамота.ру.
Отвечаем Ирине: Ресурс грамота.ру – содержит во-многом устаревшие словари, многие из которых уже теряют актуальность. Этот ресурс подходит для мгновенной проверки грамотности, но никак не решает задачи государственной языковой политики.
Должен быть универсальный ресурс, который будет ориентирован на разные целевые аудитории и предназначен для использования в разных сферах государственных и общественных отношений.
На конференции 12 июня 2017 г. участниками конференции употреблялось понятие «канонические» словари по отношению к 4 словарям, утвержденным Приказом Минобрнауки РФ. Не нужно говорить о канонических словарях. Никакой канон не может быть создан одним Приказом Минобрнауки. Не рекомендуем использовать этот термин. Пока это просто официальные лексикографические источники, естественно, как и любые издания/словари, требующие актуализации, пополнения и исправления.
Очень актуальные проблемы в области языковой политики затронуты в системе российского образования.
Коснусь учителей русского и родных языков, которые в последние годы так перегружены писаниной бесконечных отчетов. Чиновники с каждым годом все больше и больше требуют от учителей отчетности всевозможных разновидностей. И учителям вместо того, чтобы учить, приобщать детей к чтению, приходится часами сидеть и заполнять разные формуляры.
При этом требуют от учителя качественное образование.
Конкретное предложение чиновникам Министерства образования и науки РФ:
1. Дайте учителям работать творчески, избавив их от формальных отчетов.
2. При проведении мониторинга по русскому языку привлекайте специалистов, чтобы данное мероприятие не стало очередной формальной отпиской.