В словарях и энциклопедиях зафиксирована основа представлений человечества о мире. Словари и энциклопедии – это сложнейшая система координат всех познавательных процессов. Работа со словарем позволяет систематизировать представления о мире, активизировать когнитивные процессы, формировать вкус к языку и творческие способности носителей языка.

22 ноября, в день рождения В.И. Даля, в России отмечается уже ставший традиционным праздник русской словесности – День словарей и энциклопедий. В 2015 году это мероприятие вошло в официальную программу Года литературы в РФ. Хорошей традицией становится проведение в этот день в школах России уроков, выставок, презентаций ученических проектов, посвященных Владимиру Далю как символу отечественной лексикографии и вопросам формирования и развития культуры пользования словарями (с 2014 года – метапредметная компетенция ФГОС общего образования).

С целью выявления наиболее эффективных способов формирования и развития культуры пользования словарями Некоммерческое партнерство «Родное слово» совместно с Общероссийской общественной организацией «Ассоциация учителей литературы и русского языка» в рамках всероссийского мероприятия «День словаря» проводит для учителей-словесников России конкурс «Словарный урок».

Ждем работы заинтересованных и творческих учителей!

О требованиях к конкурсным работам и условиях участия смотрите в Положении о конкурсе «Словарный урок».

Оценка конкурсных материалов

 

до 28 сентября

 

Подведение итогов
и награждение состоится
в городе Москве

 

12 октября

 

Положение о проведении Всероссийского конкурса «Словарный урок» в рамках Всероссийского мероприятия «День словаря»

1. Общие положения

1.1. Положение о Всероссийском конкурсе «Словарный урок» (далее — Конкурс) разработано в соответствии с Концепцией проведения всероссийского мероприятия «День словаря» на федеральном и региональных уровнях и Концепцией проведения всероссийского конкурса «Словарный урок».

1.2. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения Конкурса и оценки поданных на Конкурс разработок словарных уроков.

1.3. Конкурс проводится во всех федеральных округах Российской Федерации среди учителей начальных классов и учителей русского языка и литературы.

1.4. Организатор Конкурса НП «Родное слово» при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации (далее Минобрнауки России).

1.5. Требования к разработкам словарных уроков, представленным на Конкурс, а также их оценка осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами Минобрнауки России (в том числе ФГОС и примерными программами).

1.6. Информация о Конкурсе и его результатах размещается на официальном сайте организатора Конкурса деньсловаря.рф.

2. Цели и задачи Конкурса

2.1. Цели Конкурса:

  • возрождение традиций работы со словарем как самостоятельной творческой работы, в которой отражаются личностные, предметные и метапредметные результаты на разных этапах обучения и воспитания личности;
  • обобщение, систематизация и распространение накопленного отечественной методикой эффективного опыта по формированию умений добывать и обрабатывать информацию с помощью словарей и энциклопедий и, как следствие, развитию связной устной и письменной речи обучающихся.

2.2. Задачи Конкурса:

  • создать условия для самореализации обучающихся при работе со словарями, повышения их социальной и творческой активности;
  • стимулировать самостоятельную работу учащихся со словарями с целью получения новых знаний, формирования картины мира на основе научных знаний, зафиксированных в словарях и энциклопедиях;
  • способствовать формированию отношения подрастающего поколения к русскому языку и литературе как важнейшим духовным ценностям;
  • повышение в глазах молодежи престижа грамотного владения русским языком;
  • привлечь внимание общественности к социально значимым проектам в области филологического образования;
  • продемонстрировать заинтересованной общественности направления работы, ресурсы и достижения системы образования;
  • закрепить в общественном сознании мысль о том, что система образования интегрирована в процесс решения общегосударственных гуманитарных проблем;
  • способствовать распространению эффективных методов и приемов, направленных на формирование общеучебных умений добывать и обрабатывать информацию с помощью словарей и энциклопедий, на обогащение словарного запаса обучающихся, развитие их устной и письменной речи.

3. Условия и порядок участия в Конкурсе

3.1. В Конкурсе могут принять участие учителя начальных классов и учителя-предметники (русский язык и литература) общеобразовательных организаций, реализующих программы общего образования Российской Федерации.

3.2. Требования к возрасту, педагогическому стажу, квалификационной категории участников Конкурса не предъявляются.

3.3. Конкурс проводится в дистанционном режиме.

3.4. На Конкурс принимаются комплект материалов (далее Конкурсные материалы – см. П. 4.2).

3.5. Для участия в Конкурсе участникам необходимо заполнить регистрационную форму-заявку на сайте деньсловаря.рф и направить конкурсные материалы организатору Конкурса через сайт деньсловаря.рф.

3.6. Заявки и конкурсные материалы принимаются только в электронном виде.

3.7.  Заявки и конкурсные материалы принимаются с 05 сентября 2016 года по 23 сентября 2016 года включительно.

3.8. Информация о проведении Конкурса, критериях оценки конкурсных материалов размещается в открытом доступе на сайте организатора деньсловаря.рф и заранее известна всем участникам.

3.9. Представленные на Конкурс конкурсные материалы проходят экспертизу согласно критериям, определенным настоящим Положением в разделе 9. Критерии оценки конкурсных материалов.

4. Требования к предоставляемым конкурсным материалам

4.1. Представленные конкурсные материалы должны охватывать темы в области изучения словарей в соответствии с дидактическими единицами, внесенными в примерные основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования.    Примерный список тематических направлений: «Биография Владимира Даля» (могут быть представлены другие персоналии лексикографов, актуальные для школьников), «История словарного дела в России», «Роль словарей в развитии России», «Словари в современном мире». Данный список не ограничивает участников Конкурса в его сокращении или выборе дополнительных тем при убедительном обосновании связи своих материалов с целями и задачами Конкурса.

4.2. Конкурсные материалы должны включать:

  • заявку на участие в Конкурсе (форма-заявка заполняется и отправляется на сайте деньсловаря.рф);
  • титульный лист работы с указанием темы урока и возрастной категории (класса) обучающихся, которым адресован данный урок (можно описать особенности обучающихся, например, профильная ориентация, дети с ОВЗ, дети мигрантов и др., если это предусмотрено материалом урока);
  • описание методологического инструментария урока с формулировками
  • цели деятельности учителя;
  • типа урока;
  • планируемых образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных);
  • используемых методов и технологий обучения;
  • перечислением наглядно-демонстрационного материала урока;
  • перечнем основных понятий, с которыми идет работа на уроке.
  • конспект (сценарий) урока
  • урок должен быть посвящен работе со словарями (одним или несколькими);
  • конспект должен быть полностью авторский (все конкурсные работы пройдут проверку на антиплагиат);
  • в конспекте должен быть четко отражен ход урока с его основными этапами;
  • в конспект могут быть включены фрагменты детских работ в качестве примеров (желательно).
  • презентация к уроку (желательна).

4.3. Текстовые материалы предоставляются в виде текстового файла только в формате *.DOC или *.DOCX
(Times New Roman, кегль 14, интервал 1,5).

4.4. Презентации предоставляются в формате PowerPoint *.PPT или *.PPTX размером не более 10 Mb.

4.5. К участию в Конкурсе не допускаются материалы, ранее опубликованные в СМИ, и материалы из Интернета.

4.6. Участники Конкурса самостоятельно несут ответственность за нарушение авторских прав третьих лиц.

5. Порядок процедуры оценки и отбора лучших конкурсных материалов

5.1. Для отбора лучших конкурсных материалов формируется Оргкомитет.

5.2. Состав Оргкомитета формируется из учителей и методистов русского языка и литературы, ученых-филологов (численностью не менее 7 человек).

5.3. Отбор конкурсных материалов происходит на основе критериев оценки (9. Критерии оценки конкурсных материалов).

5.4. Оргкомитет определяет одного победителя Конкурса и два призовых места. При этом количество призеров 2-го и 3-го мест не ограничено. Победитель и призовые места Конкурса определяются по итогам экспертизы Оргкомитета.

5.5. Оценка конкурсных материалов осуществляется в период с 12 по 28 сентября 2016 года.

5.6. Работы, поданные на Конкурс, не рецензируются и не возвращаются участникам Конкурса.

6. Подведение итогов Конкурса, церемония награждения победителей

6.1. Все участники Конкурса получат Сертификаты об участии в Конкурсе от организаторов Конкурса.

Сертификаты будут направлены участникам Конкурса по месту нахождения общеобразовательной организации, указанной в регистрационной форме, организаторам Конкурса.

6.2. Победитель и призеры Конкурса получат Дипломы победителя и призеров, а также ценные призы (словари русского языка).

6.3. Конкурсные работы победителя и призеров Конкурса будут опубликованы на сайте организатора Конкурса деньсловаря.рф.

6.4. Награждение победителя Конкурса будет проходить в г. Москва.

6.4.1. Дата и место награждение победителя – 12 октября 2016 года, г. Москва.

6.4.2. В случае невозможности присутствовать на церемонии награждения победителя Конкурса в г. Москве, Дипломы и словари будут направлены по месту нахождения общеобразовательной организации, указанной в регистрационной форме, организаторами Конкурса.

6.5. Дипломы и словари будут направлены призерам Конкурса по месту нахождения общеобразовательной организации, указанной в регистрационной форме, организаторами Конкурса.

7. Персональные данные участников Конкурса

7.1. Использование персональных данных участников Конкурса происходит в соответствии с требованиями Федерального закона № 152 от 27.06.2006 г. «О персональных данных».

7.2. До начала Конкурса совершеннолетнее лицо, заявившее о свое участии, подтверждает ознакомление с Положением о Конкурсе, а также предоставляет организаторам Конкурса согласие на сбор, хранение, использование, распространение (передачу) и публикацию собственных персональных данных, а также конкурсных материалов, на бумажных носителях и в сети Интернет.

8. Контактная информация организатора Конкурса

8.1. Место нахождения организаторов Конкурса: г. Москва, Переведеновский пер., д. 13, стр. 4

8.2. Адрес электронной почты для связи с организаторами Конкурса: project@rodnoeslovo.ru

9. Критерии оценки конкурсных материалов

Максимальное количество баллов – 55

Критерии оценки Баллы
1 Креативность, творческий характер конкурсных материалов 0–5
2 Реализация системно-деятельного подхода 0–5
3 Использование в процессе обучения современных образовательных технологий 0–5
4 Использование приемов мотивации познавательной деятельности обучающихся 0–5
5 Направленность на формирование умений искать и обрабатывать информацию на основе работы со словарями и энциклопедиями 0–5
6 Использование современных информационно-коммуникационных технологий 0–5
7 Полнота и разнообразие использованной в уроке информации о словарях 0–5
8 Направленность на формирование интереса к лексикографии как науке, к работе со словарями 0–5
9 Создание условий для активной самостоятельной и творческой деятельности учащихся 0–5
10 Использование в уроке приемов обогащения активного и пассивного словарного запаса учащихся на основе работы со словарями 0–5
11 Иллюстративность, содержательность и креативность материалов презентации, соответствие их материалам урока Бонусные баллы

0–5

.

Заинтересовало мероприятие?

 

 

Вы можете заполнить и отправить заявку на участие во всероссийском конкурсе «Словарный урок» прямо сейчас.
btn_zayavka
Отправить работу на всероссийский конкурс «СЛОВАРНЫЙ УРОК»
btn_konkurs_works

СПИСОК ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ПРИЗЕРОВ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «СЛОВАРНЫЙ УРОК»

КОНКУРСНАЯ КОМИССИЯ

(Рабочая группа конкурса «Словарный урок»)

Левушкина Ольга Николаевна — доктор педагогических наук, профессор кафедры филологического образования Московского института открытого образования.

 

Дейкина Алевтина Дмитриевна — доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка Московского педагогического государственного университета.

 

Дмитриевская Лидия Николаевна — доктор филологических наук, профессор кафедры филологического образования Московского института открытого образования.

 

Морозов Валерий Эдгардович — доктор педагогических наук, кандидат филологических наук, профессор кафедры филологического образования Московского института открытого образования.

 

Труфанова Ирина Владимировна — доктор филологических наук, профессор кафедры филологического образования Московского института открытого образования.

 

Дощинский Роман Анатольевич — кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологического образования Московского института открытого образования. Член Общественной палаты и Совета по русскому языку при Президенте Российской Федерации.

 

Нефедова Надежда Александровна — кандидат педагогических наук, старший методист Управления профессионально-педагогической поддержки и сопровождения ГИА Московского института открытого образования, председатель предметной комиссии по проверке экзаменационных работ ОГЭ по русскому языку г. Москвы. Заслуженный учитель Российской Федерации.

 

Денисенко Елена Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологического образования Московского института открытого образования.

Меньшенина Светлана Витальевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологического образования Московского института открытого образования.

 

Ряузова Ольга Юрьевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры довузовского обучения русскому языку как иностранному Московского педагогического государственного университета.

 

Кириченко Вита Викторовна — директор ГБОУ «Гимназия № 1520 им. Капцовых», г. Москвы. Учитель года 2012.

 

Шеляпина Ирина Игоревна — учитель русского языка и литературы, директор гимназии № 3 г. Электросталь, Московская область. Почетный работник образования.

 

Гаврилова Зоя Матвеевна — учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 1, г. Западная Двина, Тверская область.

 

Соловьева Светлана Юрьевна — учитель начальных классов, руководитель школьного телеканала «Ключ» ГБОУ г. Москвы «Школа 1259 с углубленным изучением иностранных языков».

 

Юнусова Бахаргуль Сафаровна — учитель русского языка и литературы лицея № 1581 при МГТУ им. Баумана, г. Москвы, секретарь Координационного совета Московского отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка».

 

Яценко Лариса Владимировна — учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 7 им. Героя Советского Союза Дмитрия Михайловича Карбышева г. Оха, Сахалинская область.

ОРГКОМИТЕТ КОНКУРСА
«СЛОВАРНЫЙ УРОК»

Деревянко Константин Сергеевич — генеральный директор НП «Родное слово»

 

Богородская Светлана Юрьевна — заместитель генерального директора НП «Родное слово»

 

Дудова Людмила Васильевна — кандидат филологических наук, заведующая кафедрой филологического образования Московского института открытого образования, председатель Координационного совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка», член Совета по русскому языку при Президенте Российской Федерации

 

Дощинский Роман Анатольевич — кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологического образования Московского института открытого образования, член Общественной палаты, член Совета по русскому языку при Президенте Российской Федерации

 

Радюн Сергей Болеславович — директор СОШ № 1164 города Москвы

Кононова Светлана Александровна — кандидат филологических наук, специалист Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН

 

Демченко Андрей Викторович — директор АНО «Институт развития финансовых рынков»

 

Алексахина Лиана Юрьевна — заместитель директора АНО «Институт развития финансовых рынков»

 

Асонова Екатерина Андреевна — кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией социокультурных образовательных и просветительских практик Московского городского педагогического университета, руководитель читательских программ БФ «Культура детства»

 

Сененко Олеся Владимировна — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных и просветительских практик Московского городского педагогического университета