18.07.2016, ИТАР-ТАСС
18 июля в ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная презентации нового бренда Государственного литературного музея.
О новой миссии, изменениях в информационной политике и стратегии Гослитмузея расскажут директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак, директор Государственного музея Л. Н. Толстого Сергей Архангелов, генеральный директор партнерства «Родное слово» и руководитель программы «Словари XXI века» Константин Деревянко, ректор Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина Маргарита Русецкая и президент Российской государственной библиотеки Виктор Федоров.
«Прежде всего, мы бы хотели разобраться в истории, то есть понять, какая концепция лежала изначально при создании музея, и так наметить будущие перспективы развития», — сказал Дмитрий Бак -, «Музей должен стать не только музеем литературы, но и музеем книжной культуры и чтения, поэтому он сосредоточится на развитии культурных и образовательных проектов». Дмитрий Бак подчеркнул, что уникальность музея состоит в том, что он не сосредотачивается на одном конкретном историческом периоде или писателе, а охватывает большое количество различных тем. Так, в здании музея на Зубовском бульваре, которое находится на реконструкции в данный момент, разместятся несколько экспозиций, посвященных жизни и творчеству нескольких русских писателей.
Дмитрий Бак также отметил, что музей будет носить имя писателя Владимира Даля.
Константин Деревянко, генеральный директор некоммерческого партнерства «Родное слово» и руководитель лексикографической программы «Словари XXI века»:
– Символично, что главному литературному музею будет присвоено имя великого российского лексикографа. Для большинства населения нашей страны имя Владимира Даля ассоциируется с известным словарем. И действительно, словарь – это книга, оказывающая огромное влияние на всестороннее развитие и формирование личности человека. И словари в образовании способствуют развитию и информационной, и языковой, и в целом культуры человека. К сожалению, в нашей стране в последнее десятилетие словари выпали из сферы образования. Примечательно, что процесс ребрендинга Литературного музея совпадает с началом кампании, которую сейчас запускает Министерство образования Российской Федерации – по возврату словарей в образовательный процесс. Также этот ребрендинг совпадает с моментом завершения создания крупнейшей в России лексикографической программы Института русского языка им. Виноградова, а также Института русского языка имени А.С. Пушкина. И все эти обстоятельства, несомненно, будут способствовать повышению уровня языковой культуры в обществе. Кроме того, в этом году Министерство образования РФ включило день рождения Владимира Даля в перечень официальных мероприятий для всех общеобразовательных школ. Это значит, что все школы России в этом году будут отмечать день рождения Владимира Ивановича, и я уверен, что в рамках коммуникационной программы ребрендинга Музея, эту дату также можно будет использовать. Кроме того, хочу отметить, что имя Даля хорошо известно и за рубежом. И, как мне кажется, присвоение Музею этого имени будет способствовать увеличению туристического потока как в целом в нашу столицу, так и непосредственно в Музей. И выдвину свою частную инициативу: мне кажется, она вполне может стать инициативой государственной: есть на Красной Пресне дом, где Владимир Даль прожил значительную часть своей жизни, где он заканчивал работу над своим знаменитым толковым словарем. На сегодняшний день дом используется не по назначению, не являясь музеем. И большая музейная экспозиция ютится в одной маленькой коморке. Если бы этот дом стал частью Государственного литературного музея им. Даля, и на базе его пространства можно было бы создать не только музей Даля, но и музей русского языка, которого на сегодняшний день не существует, это было бы существенно и знаково, я бы такую инициативу с удовольствием поддержал.
И в завершение, опять же о символичности: с 2011 по 2018 годы идет юбилей – 150? Лет с момента выпуска словаря Даля. Как раз к 2018 году планируется окончание коммуникационной компании по ребрендиндгу. В этом тоже есть что-то символичное. Удачи!