На открывшейся 7 сентября Московской международной книжной ярмарке вовсю работает Клуб ценителей русского языка и ведет прямую трансляцию со своих заседаний. Естественно, в Год Литературы много говорится о чтении: приглашенные лекторы попробуют убедить в том, что чтение – это праздник, который всегда с нами, научат родителей читать с детьми и играть в книги, подскажут, что может понравиться подросткам, покажут, что читать можно свободно, медленно и… со словарем. Поэтому мы решили в день закрытия ярмарки, 11 сентября, пригласить в «Говорим по-русски!» специалиста по чтению Екатерину Асонову, преподавателя МГПУ, руководителя научно-практического семинара «Детские книги в круге чтения взрослых», и издателя словарей XXI века, Константина Деревянко, генерального директора некоммерческого партнерства «Родное слово», которое образовали ученые, педагоги, издатели.
Уровень владения языком книг сегодня – «читаю, но не понимаю». А хотелось бы «читать и понимать», т.е. русским хотя бы «владеть со словарем». Глядишь, и читать наши дети начали бы охотнее. Впрочем, у Екатерины Асоновой есть вопрос: ну будут дети читать, а зачем? Чтение для нас, родителей, было когда-то одной из форм досуга, в этом смысле чтение книги — прямое противопоставление общению в социальных сетях или компьютерной игре. Кроме того, «круг чтения старшего поколения — это своеобразный культурный код: набор цитат и образов, сюжетов, которые составят общие переживания и — это главное — общий язык. О том, что чтение художественной литературы развивает речь, мы слышим часто. Реже задумываемся о ее главной роли. А ведь нам очень удобно друг с другом, если высказывания строятся на общих переживаниях, речевых формулах», –говорит Асонова. Но как найти точки соприкосновения «нашей» литературы, «наших» старых литературных «знакомых» с современностью? Вопрос вопросов. «Про общую ценностную базу у меня в последнее время появилось наблюдение, – делится Екатерина, – современным читающим взрослым иногда куда интереснее что-то проживать новое вместе с детьми, нежели оставаться в «своем историческом контексте»». Почему бы тогда вместе не расширить свой словарный запас?
Культура пользования словарями значительно снизилась в последние десятилетия, целые поколения детей плохо представляют, что такое словарь, считает руководитель проекта «Словари XXI века» Константин Деревянко. Словари выпали из системы образования в начале 90-х годов, а по новым стандартам библиотечного дела даже не вошли в раздел учебных изданий. «На сегодняшний момент, по нашему мониторингу, в школах в принципе нет современных словарей, нет специализированных учебных словарей. Поколения детей, который сейчас оканчивают школу или окончили ее недавно, с трудом представляют себе, что такое словарь, предпочитая пользоваться интернетом», – сетует Константин. А учителя и взрослые, заметим, в этой ситуации бьются над пониманием текста. Ну и какое понимание без словарей?
Наши гости, оставаясь фанатами своего дела, все же считают: дело не в чтении классики или новинок и не в словарях. А в культуре чтения и владения словарями-помощниками. И в ответе на главный вопрос, как его сформулировала Екатерина Асонова: «зачем нам все это нужно – чтобы быть вместе с нашими детьми или отгородиться от них ширмой нравственности и воспитания».
Ждем ваших вопросов к этому серьезному разговору. А пока приглашаем не только в эфир, но и на книжную ярмарку на ВДНХ.