Показательным для Дальневосточного, Сибирского и Уральского регионов является ситуация с правопримением языкового законодательства в Республике Алтай, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
В Республике Алтай действует Закон Республики Алтай от 03.03.1993г. № 9-6 «О языках народов, проживающих на территории Республики Алтай».
Таким образом, Алтай отказался от принципа издания закона о государственных языках, и вместо этого принял общий закон о языках. Причина для этого не случайна.
Конечно, необходимы проработки “регионального” статуса на уровне федерального законодательства. Нужно предусмотреть наличие государственной программы по сохранению, изучению и развитию языков. Поэтому имеет смысл рассмотреть вопрос о создании Терминологической комиссии на федеральном уровне.
Считаю, что предложения в докладе “Организационные, нормативные и финансовые механизмы совершенствования правоприменительной практики по реализации Федерального закона “О государственном языке Российской Федерации” сформулированы верно, конкретно и являются своевременными. Поддерживаю.
К п.10 предложений: на федеральном уровне установлено количество часов, отведённое на изучение русского русского язык на уровне начального, основного, среднего общего образования.
п.3 абзац 2: Как вариант может предусматриваться изменение нормы о государственном языке республики, которое предполагало бы возможность установлениЕ функционирования определённого …( возможность (чего?) установлениЯ). Не ставила целью искать ошибки, но уж если говорим о ЯЗЫКЕ, то, наверное, нужно придерживаться норм.
А в целом, всё верно.
Своевременная очень актуальная конференция. Роль русского языка неоценима в российском государстве, который является одним из основных скреп в устройстве страны.
В нашей многонациональной стране за последние годы накопилось много проблем в области языкового законодательства. Хотя каждый регион строит свою языковую политику, исходя из особенностей своего субъекта, но всех объединяет общие проблемы.
В каждом национальном регионе принят свой Закон о языках, где национальный язык региона наряду с русским является государственным языком.
Конкретно касаясь образовательной системы, остановимся на проблеме овладения правильной русской речью детьми, нерусской национальности.
Устная и письменная речь современных учащихся не развита, не выразительна, однообразна, сильно засорена жаргонной лексикой, перемешана русская и родная речь, которая показывает, что у детей небольшой лексический запас.
Как известно, ученики на уроках русского языка должны обогащаться словарным запасом, но у нас зачастую уроки проходят формально, где ученики списывают различные типы упражнений, значения непонятных слов не объясняются. А словари на уроках не используются, и иногда нужных словарей в школьной библиотеке нет.
На наш взгляд, на каждом уроке русского языка должны использоваться словари различных типов.
Словари способствуют развитию и обогащению устной и письменной речи учащихся, содействуют устранению односложности, бледности, невыразительности речи.
Однако на сегодня в системе российского образования роль словаря очень занижена. Словари как справочные издания нормативно не закреплены. Согласно ФЗ «Об образовании в РФ» предусмотрено выделение местным бюджетам на приобретение только учебных изданий. Также в школьных библиотеках, особенно в сельских школах, очень скудный словарный фонд.
А ведь, словари – особый, многообразный по форме и содержанию, интеллектуальный ресурс, используемый в реальной школьной практике наряду с учебниками и учебными пособиями и учителями, и учащимися, и родителями. И словари остаются с детьми и после окончания школы.
Предложения в Министерство образования и науки РФ:
1. Необходимо внести дополнение в «Межгосударственный стандарт – Издания. Основные виды. Термины и определения» (ГОСТ 7.60 – 2003) словарь – как справочное издание нормативно закрепить в системе образования.
2. Необходимо внести дополнение в Федеральный Закон №273 «Об образовании в РФ», ст.8, п.3, обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях предусмотреть выделение субвенций местным бюджетам на приобретение словарей.
3. Необходимо ежегодно пополнять и обновлять словарно-справочный фонд общеобразовательных организаций субъектов РФ словарями разных типов.
4. Ежегодно для учителей русского языка проводить курсы «Использование различных типов словарей на уроках русского языка».
5. При проведении мониторинга состояния русского языка как государственного языка Российской Федерации и языков народов России «использование словарей в системе образования» выделить отдельной строкой.
Полностью согласна с Оксаной Николаевной. С коллегами поддерживаем все предложения.
Еще хотим добавить предложение:
1. Для учителей русского языка, работающих в сельских многонациональных классах, предусматривать курсы повышения на федеральном уровне.
2. Различными типами словарей русского языка в достаточном количестве обеспечить, чтобы на уроках каждый ученик мог воспользоваться. Сегодня в реальности один старый словарь, и то только у учителя.
Да, я полностью согласна с Оксаной Николаевной!
Особенно нужны словари различных типов и умение ими пользоваться.
Действительно у молодежи очень низкий запас слов.
Оксана Николаевна, я полностью поддерживаю ваши предложения.
Особенно про специальные курсы “Обучение учителей использованию словарей на уроках русского языка”
Оксана Николаевна, поддерживаю все ваши предложения.
Особенно про пополнение школьных библиотек словарями различных типов.
Здравствуйте! Прочитала доклад. Мне стал интересен пункт осуществление мониторинга состояния русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языков народов России. В какой форме будет мониторинг?
Если обычный, который сводится к заполнению отчетов и лишней писанины, то я против, потому что опять это все ляжет на плечи учителей, которым скоро учить некогда будет!
На самом деле, тема очень серьезная. Этим вопросом нужно и важно заниматься не откладывая! Поддерживаю предложения по изменению федерального законодательства.
Согласна с тем, что, действительно, должно быть единоначалие на федеральном уровне. Для регионов должна быть создана основа, на которую они могли бы опереться и, в соответствии с которой, издавали бы свои законодательные акты. Не было и не будет порядка, если каждый регион будет издавать свои законы в области языка.
Также поддерживаю мнение коллег, которые комментируют существующую систему проведения мониторинга с негативной точки зрения, так как большинство таких исследований на сегодняшний день носят «отписочный» характер и не показывают реальную ситуацию на местах. Поэтому данной проблеме необходимо уделить особое внимание.
Очень своевременная конференция. Проблем много накопилось в преподавании как русского, так и родного языка. На сегодня просто учителя задавлены ненужной писаниной. не остается времени ни на творческую деятельность, ни на самообразование. Также особенно сельские учителя не могут выписывать новинки методической литературы из-за низкой зарплаты.
В библиотеках сельских школ скудный фонд словарно-справочных изданий.
С коллегами делаем следующие предложения Министерству образования и науки РФ:
1. Устранить ненужную писанину, дать учителям русского и родных языков работать творчески, учить детей грамотности, приобщать к чтению.
2. Повысить заработную плату учителям русского и родных языков. Именно эти учителя воспитывают личностей.
3. Фонд сельских школьных библиотек пополнять словарями русского языка различных типов.
Очень интересная конференция. Желаю всем учителям русского языка и родных языков сил и терпения, на самом деле они очень перегружены. В школе мы очень любили, когда наша Мария Васильевна читала нам произведения русских классиков, к сожалению уроков чтения было мало. Сейчас обвиняют молодежь, что не любят читать, если бы в школе нас приобщали систематически приобщали к прекрасным произведениям, то и молодежь интересовалась бы классической литературой.
Добрый вечер!
Поддерживаю все предложения Оксаны Николаевны и мнения коллег.
Создать в субъектах при высшем органе управления общественный совет по поддержке не только русского языка, но и родного языка.
Конференция актуальна. Очень много проблем в преподавании русского языка в многонациональных классах. Учителя перегружены отчетностью, зачастую не очень нужной.
Хотелось бы обратиться к высоким чиновникам с предложением: не надо выдумывать разные отчетности, а дайте учителям реализовывать себя творчески.
С большим интересом ознакомилась с материалами конференции. Нам, учителям работающих в сельских многонациональных школах, не всегда можем достать хорошую методическую литературу. Особенно не хватает различных типов словарей русского языка. Нам хотелось бы для учащихся начальных классов иметь яркие, содержательные словари русского языка.
Конференция очень своевременна. Состояние дел в языковой политике РФ требует пристального внимания и широкого обсуждения проблем в образовании. Я поддерживаю предложение педагогов о пополнении и обновлении школьных библиотек методическими пособиями, учебниками, словарями. особенно в отдаленных сельских школах.
НЕсправедливо предлагать “налоговые льготы” только для организаций в части деятельности по сохранению, изучению русского языка. Где остальное множество языков?
Очень интересная конференция. Может что-то сдвинется в системе образования. В первую очередь, должны повысить заработную плату учителям, воспитателям, чтобы могли заниматься творческой деятельностью, а не искать подработки на стороне.
Актуальная конференция. Наконец-то, внимание уделяется языкам. Как известно, в последние годы дети перестали читать. Эта данность состоит из множества проблем. Одна из основных перегруженность учителей, им некогда детей приобщать чтению, учителям надо писать бесконечные ненужные отчеты.
Хотелось бы обратиться к “умникам” -чиновникам из высшей структуры системы образования: прекратите издеваться над учителями, дайте работать творчески.
Нужная своевременная конференция. Присоединяясь к коллегам, также хотелось бы отметить перегруженность учителей ненужной писаниной, маленькой заработной платой. Один из главных вопросов к чиновникам образования: Когда же наконец учителям создадите нормальные условия, чтобы учитель работал творчески, а не был вечным секретарем пишущим ненужные бумаги, и когда же учитель будет получать достойную зарплату, чтобы не искать подработки.
Да, конференция актуальна. Поддерживая своих коллег, хотелось бы отметить ситуацию о современной речи детей и молодежи. Ведь, не секрет, что у наших детей очень не развита как письменная, так и устная речь. У детей очень низкий лексический запас. Одна из причин на уроках русского языка почти не используются словари. Учителя редко используют словари в причине их отсутствия или не умения их использовать. Особенно в сельских школьных библиотеках нет современных словарей русского языка.
С связи с этим предлагаю: Для учителей русского и родного языков проводить специальные курсы “Использование различных типов словарей на уроках русского и родных языков”.
Необходимы развитие социальной рекламы, способствующей повышению интереса к языку, поддержка таких акций, как “Тотальный диктант”, “Пушкинский диктант” и других. Это должно решаться на государственном уровне, т.е. это должно финансироваться и поддерживаться. Бесплатные путевки детям, победившим во Всероссийских конкурсах в области русского языка и литературы, в “Артек”, “Орленок”, “Океан”, “Сириус”. Налоговые льготы для “Литературных кафе”, “Школ риторики” и т.д.