Организаторами и участниками семинара, специалистами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, муниципальных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, а также общеобразовательных организаций, обсуждены методические вопросы запуска и внедрения языковой Олимпиады детского и юношеского творчества «Россия разноязычная» в субъектах Российской Федерации.
Методику проведения серии мероприятий «Россия разноязычная» по вопросам изучения русского языка в полиэтнических регионах участникам представила Шорина Татьяна Александровна, старший преподаватель кафедры поликультурного образования ГАОУ ВО г. Москвы Московский институт открытого образования, кандидат педагогических наук.
Методика разрабатывалась с учетом актуальных вопросов и проблем, связанных с обучением на территории Российской Федерации билингвов, к которым относятся народы Центральной и Восточной Европы, Центральной Азии, Кавказа, прибалтийские народы, народы России (татары, башкиры, чуваши, якуты, народы Северного Кавказа и др.), детей эмигрантов из республик бывшего СССР, относящихся к числу детей с русским языковым наследием. При разработке документа учтены также проблемы, связанные с различными сложившимися политическими, экономическими и социокультурными отношениями.
В настоящее время в российских школах изучается 89 языков, из них на 39 ведется обучение. Этот факт обусловил целесообразность и необходимость проведения языковых Олимпиад, конкурсов, акций, направленных на сохранение, поддержку образования на русском и на национальном языке и, одновременно, на нахождение новых форм мотивации изучения как русского государственного языка, русской истории и литературы, культуры и традиций, так инационального языка, родной культуры и истории. Проведение серии мероприятий «Россия разноязычная» по вопросам изучения русского языка в полиэтнических регионах должно послужить выполнению актуальной задачи обеспечения единого подхода к преподаванию и изучению русского языка в образовательных организациях, в том числе в полиэтнических классах, позволить создать условия для совершенствования профессиональных компетенций и непрерывного развития преподавателей русского языка и литературы в полиэтнических регионах. Ознакомление со спецификой содержания и особенностями изучения русского языка в условиях поликультурной образовательной среды через проведение серии мероприятий «Россия разноязычная» послужит средством реализации нового содержания образования, будет способствовать формированию положительной мотивации к изучению русского языка, воспитанию бережного отношения и любви к нему и носителю языка; углублению содержания основного курса профессионального развития преподавателей русского языка и литературы, и его практической направленности, развитию познавательной активности; совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки преподавателей русского языка и литературы в условиях полиэтнической образовательной организации.
24 октября 2017 года
Пост-релиз разработан в рамках ФЦП «Русский Язык» на 2016-2020 годы
по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации
Генеральный директор ООО «Экспертиза. Аналитика. Сопровождение» И.Н. Ефремов
Сайт http://edu-eas.ru/
тел. +7 (495) 249-02-45