В МБОУ СОШ ст. Терской замечательный и необычный праздник Словаря был включён в учебный процесс учителя русского и литературы Литвиновой В. А. для того, чтобы воспитать интерес к русскому языку, развить грамотность учащихся, интеллектуальные способности. Учителю хотелось убедить учащихся, что чтение словарей – нужное занятие.
С 21 по 24 ноября проведена разнообразная работа для учащихся 10 и 11 класса. Во-первых, ознакомились с материалами сайте «ДеньСловаря.РФ». Посмотрели мастер-класс «Моя книга – сочиняю и рисую», «Интервью заслуженного артиста России Анатолия Белого», «Выступление лауреатов международного конкурса «Живая классика», дискуссию «Диалоги с детьми на серьёзные темы», мастер-класс «Слово ободряющее, или секреты успешной коммуникации».
Во-вторых, 23 ноября в 10 классе прошёл урок «Умный праздник словаря». Десятиклассники побывали на выставке словарей, затем поиграли со словарями. Толковый словарь Ожегова предложил игру «Отгадай слово», Словарь синонимов увлёк игрой «Найди родственников», Фразеологический словарь заставил говорить «одним словом». Орфоэпический словарь провёл игру «Встань в свой ряд». Играющие должны были записать слова по рядам: 1-ударение на первом слоге, 2-ударение на 2-м слоге, соответственно – третий ряд записывал слова с ударением на 3-м слоге. Потом по команде каждый должен был стать в свой ряд. Немного посмеялись… Но это было кстати, так как вышел Словарь антонимов и предложил игру «Найди свою пару». Словарь иностранных слов всех успокоил, предложив поработать со словарём и определить, из какого языка пришли слова, попутно посоветовав, как легко находить исконно русские слова.
В конце урока ребята сделали вывод: «Без словарей, как и без слов, человечеству не выжить…». Словарь – это не просто книга, он собой завершает и одновременно предвосхищает множество книг, он подводит итог развитию языка и прокладывает ему пути в будущее. Словарь – это не просто жанр описания лексического состава языка. Это срез нашего языкового сознания, это способ мышления – по сходству слов, в отличие от их смежности в речи.
В 11 классе был урок подготовки к сочинению «УМНЫЙ ПРАЗДНИК СЛОВАРЯ». Ребята занимались не только серьёзной работой, но и играли в игру «Правда- Неправда», проводили физминутку, выразительно читая стихотворение «Наша Таня» как: забывчивый человек, человек с плохой дикцией (шепелявит, заикается), иностранец, ребёнок 2-З лет, человек чихающий, кашляющий, жестикулирующий.
Предложил ребятам поработать и Словарь молодёжного сленга. В качестве текста для перевода на общепонятный русский дал (в письменном виде) отрывок из второй главы повести А. С. Пушкина «Дубровский», предварительно уже переведенный на язык молодежного сленга В. Трухиным: «Секретарь заткнулся и на цирлах подвалил к Троекурову, дал ему подмахнуть ксиву, и Троекуров с оттяжечкой подмахнул. Пора вдогонку и Дубровскому подмахнуть, а он кочумает» – «Секретарь умолкнул и с низким поклоном обратился к Троекурову, приглашая его подписать бумагу, и торжествующий Троекуров подписал ее. Очередь была за Дубровским, а он стал неподвижен». Перевод увлёк всех. Затем были выбраны ЭРУДИТЫ по переводу текста на русский язык.
В заключение, ребята сделали вывод: «Словари всё равно что часы. Даже самые плохие лучше, чем никакие, и даже от самых лучших нельзя ожидать абсолютной точности» (С. Джонсон). Словари читать нужно. Это интересное и полезное занятие». Цель учителя русского и литературы Литвиновой В. А. достигнута.
Мельникова В. А. предложила учащимся 6 «А» класса к уроку о словаре подготовить сообщение и презентацию о словарях русского языка: Орфографическом, политическом, фразеологическом, толковом, этимологическом, словообразовательном и т.д.
23 ноября состоялся урок по теме «Словари русского языка». Дети справились с заданием, остались довольны. Цель мероприятия: вызвать у детей интерес к изучению русского языка, к его неисчерпаемым богатствам посредством словарей разных типов.
С большим интересом ребята посмотрели презентации, подготовленные учащимися. Особенно понравилась работа Зарудневой Олеси, Шевцовой Людмилы, Арутюнова Максима. Заруднева Олеся прочла стихотворение Громова «Шутка».
24 ноября в 5 А и в 5 Б классе (учитель Толмачева Е. В.) была показана презентация «Наши помощники – словари». Ребята познакомились и повторили виды словарей, их значение, узнали имена известных собирателей русских слов. Проведена конкурсно–игровая программа «Знатоки русского языка». В ходе мероприятия приведены интересные факты о русском языке, рассказано о разнообразных словарях, проведены игры с ними, оформлена книжная выставка.