Для студентов-филологов Оренбургского государственного педагогического университета 22 ноября 2018 года в рамках всероссийского Дня словаря сотрудниками Информационно-библиографического отдела ГБУК «Оренбургская областная универсальная научная библиотека им. Н. К. Крупской» был проведен традиционный День информации «Словарь – это Вселенная в алфавитном порядке». В программу мероприятия входили: обзорная лекция, сопровождаемая презентацией, широкий просмотр словарей русского языка и библиографическая игра-путешествие по русскому языку «IQ-баттл».
Во время лекции будущие филологи познакомились с историей создания первых словарей русского языка на примере конкретных изданий, проследили развитие системы отечественных лингвистических пособий.
Презентацию открыл «Лингвистический энциклопедический словарь» – однотомный словарь, выпущенный в 1990 году издательством «Советская энциклопедия», который был призван «дать систематизированный свод знаний о человеческом языке, языках мира, языкознании как науке».
Толковые словари являются основным типом лексикографических изданий. Особое место в лексикографии занимают академические толковые словари. Вниманию студентов был представлен «Словарь современного русского литературного языка», который является наиболее полным толково-историческим и нормативным словарем литературного языка XIX – XX вв. В настоящее время под редакцией К. С. Горбачевича подготовлено второе издание словаря, которое должно отразить изменения, произошедшие в словарном составе русского языка в последние десятилетия. На сегодняшний день вышло из печати двадцать три тома нового издания словаря под названием «Большой академический словарь русского языка».
Студенты прослушали обзорную лекцию о разнообразных аспектных словарях. Обзорный экскурс в истории словарей русского языка со студентами совершила заведующая сектором справочного обслуживания библиотеки Светлана Акрамовна Гончарова. Светлана Акрамовна уже несколько лет знакомит новые поколения школьников и студентов с огромным и неисчерпаемым миром словарей, раскрывающих богатство русского языка. Лекция закончилась аплодисментами студентов.
Большой интерес вызвал» Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, который занимает особое место в лексикографии XIX века, в русской филологии и в культуре вообще. Даже на первом курсе оренбургские студенты знают, что чиновник по особым поручениям при оренбургском военном генерал-губернаторе Владимир Иванович Даль начал свою работу над знаменитым словарем в Оренбургской губернии. Второе место в этом незапланированном конкурсе занял «Словарь говоров уральских (яицких) казаков» Н. М. Малечи.
К мероприятию для студентов была подготовлена выставка словарей и энциклопедических изданий по русскому языку «Вселенная в алфавитном порядке» из фонда Информационно-библиографического отдела. В рамках Дня словаря практикуются также широкие просмотры, которые наиболее полно позволяют участникам мероприятия – учащимся и студентам составить представление о многообразии мира словарей и ресурсах библиотеки. С учетом возраста, подготовленности и профиля обучения участников День информации сопровождался выставкой «Формирование культуры работы со словарями как часть образовательного процесса» и обзором списка литературы, предлагаемого студентам.
В рамках Дня информации студенты стали участниками библиографической игры-путешествия по русскому языку «IQ-баттл».
В состязании участвовали две команды, получившие имена Д. Н. Ушакова и С. И. Ожегова. Обе команды на скорость выполняли задания на знание русского языка, владение старославянскими словами и определяли лексические значения слов. Обе команды проявили смекалку, находчивость, сообразительность, а также показали умения работать в команде. Наградой команде-победителю была объявлена фотосессия на фоне портрета Владимира Ивановича Даля – 22 ноября в День рождения выдающегося российского лексикографа! Победителями в IQ-баттле стала команда имени Д. Н. Ушакова.
Участие в Дне словаря помогло студентам сформировать навыки работы с различными словарями в целях развития речевой деятельности, формирования коммуникативной компетенции, а также в помощь учебному процессу.