Показательной для Приволжского федерального округа является ситуация с правопримением языкового законодательства в Республике Татарстан, Удмуртия и Марий Эл.
Наиболее развитым и передовым в сфере регулирования языковой политики является Республика Татарстан.
В Татарстане ещё в 1992 г. был принят Закон Республики Татарстан от 08.07.1992 № 1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан». В закон регулярно вносятся изменения, в том числе с целью поддержания его норм в соответствии с меняющимся федеральным законодательством о государственном языке.
Добрый вечер! Просмотрела вебинар, достаточно интересно и познавательно. Соглашусь с коллегами в том, что сейчас детей очень сложно заинтересовать читать (по крайней мере не всех), им проще посмотреть фильм или прочитать краткое содержание. Я считаю, что необходимо увеличить количество часов литературы на уровне законодательства, ввиду того, что на уроке ребятам намного интереснее читать, сразу же задавать вопросы, вставлять свои комментарии. Урок становится намного живее, нежели обсуждение с несколькими учащимися, прочитавшими произведение.
Здравствуйте!
Прочитала доклад. Много в нём рационального.
Считаю, что русский язык должен быть в приоритете. Это, бесспорно, первый и единственный государственный язык на территории Российской Федерации. Субъекты могут изучать свой язык (это необходимо: свой язык забывать нельзя!), но и недопустимо заставлять учить национальные языки исконно русское население. В Татарстане не должны делать обязательным изучение татарского языка. Во всех сферах обслуживания должны использовать русский язык. Иностранцы, приезжающие в Казань, не будут учить татарский язык. Отправляясь в Россию, иностранцы будут знакомиться в крайнем случае с русским языком. Гордость каждого народа за свой язык понятна, но есть объективные условия признания русского языка распространённым повсеместно. Нельзя русский язык изучать наряду с татарским, удмуртским и другими языками. Можно изучать все национальные языки наряду с русским. Никто же не обсуждает, что английский язык – первый мирровый язык. Так же не должно быть и с русским языком на территории Российской Федерации.
«Тотальный диктант» не решает проблему популяризации русского языка, не повышает и грамотность. Любое мероприятие требует работу над ошибками. Но никто её с каждым не проводит, поэтому уровень грамотности от введения этого проекта не повышается. Решением этой проблемы надо заниматься на местах, в конкретном учебном заведении, государственном учреждении.
Люди перестали правильно говорить, не могут строить связно монологическую речь. Нужно вернуть экзамены в школу. Ничего лучше советской школы для формирования любви к русскому языку не было. Устные экзамены по всем предметам помогали развитию устной речи. Традиционные сочинения способствовали развитию письменной речи. Устную часть по русскому языку в формате ОГЭ составили по модели устного экзамена по иностранному языку, то есть экзамен по русскому языку способствует тому, что мы будем изучать русский язык как иностранный язык. И это вызывает тревогу.
К сожалению, мы в образовании копируем Запад, забывая о том, что Россия – особая страна, и у неё должен быть свой путь развития. Пока же власть способствует реализации плана Даллеса. Давайте бить тревогу и спасать наш «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык».
Русский язык знать обязательно. Это дело долга.
А титульный язык (например, татарский в Республике Татарстан) русским желательно! Это дело чести
Здравствуйте! Приняла участие в вебинаре , ещё раз перечитала доклад. Абсолютно согласна с большинством предложений по изменению федерального законодательства. Разделяю точку зрения о необходимости включения в закон о государственном языке Российской Федерации нормы о создании во всех регионах РФ системы курсов русского языка для обучения граждан, не владеющих русским языком; о функционировании определённых региональных языков, имеющих статус государственных, только на определённых территориях субъекта РФ. Солидарна с тем, что нужно упорядочивать использование иностранных слов и выражений (особенно в рекламе), повышать квалификацию государственных служащих в области знания русского языка, осуществлять мониторинг состояния русского языка как государственного языка РФ. В связи с этим не могу не согласиться с коллегами, уже оставившими комментарий, что нужно увеличить в школах количество часов русского языка и литературы.
Здравствуйте! В целом одобряю и поддерживаю мнения, изложенные в докладе. Считаю своевременным обращение к данным проблемам. Благодаря взаимодействию культур разных народов язык претерпевает изменения. Влияние других языков необходимо для обогащения и развития нашего языка, но сохранение русского языка для потомков – главная задача современных словесников. В 5 пункте выводов уместно и своевременно звучит мысль об определении соотношения понятий “государственный” и “современный литературный язык”. Тесно связаны с этим пунктом и вытекают из него пункт 7 и 8. Действительно, современные писатели могут “играть” словами, “перетасовывать” их для создания большей выразительности, но молодые люди должны знать о дифференциации лексики русского языка, об уместности использования тех или иных слов. Поэтому хочу обратить внимание на подпункт об употреблении выразительных средств в рекламах, в обслуживании: считаю, что именно здесь нужен контроль за нормами употребления речи и соответствующие взыскания за отступления от них. Рекламные ролики формируют лексикон современного молодого человека. Думаю, что “малые” народы тоже должны сохранить свой язык для потомков, поэтому для тех, кто имеет другую национальность, наверное, изучение языка должно быть обязательным, но это никак не должно сказываться на русских и других нациях, не изъявляющих желание изучать этот язык. Хочу также выразить свое мнение по поводу “Тотального диктанта”. Это мероприятие вряд ли может быть реальным мониторингом уровня знаний русского языка. По многим причинам. Чиновники так и остаются безграмотными, хотя красиво говорить в последнее время научились все. А вот про школу в докладе ничего не сказано. Школьным учителям нужна помощь. Невозможно овладеть русским языком в совершенстве, не изучая классическую литературу на достаточном уровне (образцовую русскую речь можно встретить только здесь), а при таком небольшом количестве часов это недостижимо. Также пока в современном обществе сохранение русской речи полностью возложено на хрупкие плечи учительниц словесности, так как мужчины не работают в школе из-за низкой зарплаты и большой загруженности, язык в опасности. “Сестры” с честью хранят “великое русское слово”, но противостоять миру Интернета и телевидения сложно. Нужно еще и не раз обсуждать проблему сохранения русского языка и русской культуры.
С уважением Наталья Валерьевна.
Доброго времени суток! Присутствовала на онлайн-конференции и прочитала доклад. Могу согласиться с коллегами, действительно, русский язык изучать необходимо во всех субъектах РФ на одинаково высоком и качественном уровне! Да, детей сейчас в школе трудно учить. Они мало читают, а заинтересовать их еще труднее. Тем более, уроков литературы не очень-то и много.Особенно в средних и старших классах. Необходимо отметить, что и малограмотная речь окружающих людей тоже дает свои “плоды”. Поэтому наша цель – спасать русский язык!
Анастасия, абсолютно с Вами согласна, что дети очень мало читают. Чтобы детей заинтересовать чтением русской классики необходимо учителям, родителям, общественности вести совместную культурно-просветительскую работу. Одним учителям не под силу поднять такую тяжелую работу. У учителей русского языка столько лишней писанины, они без конца пишут ненужные отчеты чиновникам образования. Освободить бы учителей от “ненужных писанин”, чтобы они это время использовали для совместного чтения произведений великих русских классиков.
Здравствуйте. Про учителей согласна полностью, они перегружены отчетами и остальными бумагами. Скоро учителям учить некогда будет!
Большую роль в культурно-просветительской работе должны сыграть библиотеки.
Устраивать:
– публичные чтения, постановку литературных произведений,
– праздники, посвященные юбилеям писателей и многое другое.
Не должны в стороне остаться и муниципальные власти, которые должны оказывать активную поддержку русского языка как государственного языка Российской Федерации и языков народов России.
Да, коллеги, совершенно вы правы!
Особенно надо проводить литературные праздники, посвященные юбилеям писателей, их произведениям. Ведь, не секрет, что сегодня многие дети не могут отличить портрет Тургенева от портрета Некрасова.
Здравствуйте! Прочитала доклад. Я против осуществления мониторинга состояния русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языков народов России, который сведется к заполнению отчетов и лишней писанины для учителей (потому что опять вся ответственность будет на школах).
Здравствуйте! Смотрела вебинар и прочитала доклад. Изложенные вопросы действительно актуальны. Однако следует принять во внимание и разрешить следующую ситуацию. Изучение и совершенствование русского языка в школе невозможны без чтения художественной литературы. Это факт. Да, согласна, в детях необходимо прививать любовь к чтению. Насколько сильно желание ребёнка взять книгу в руки, зависит от многих факторов, главными из которых являются мастерство учителя зажечь искорку любознательности в душе ученика и воспитание читателя в его семье (мать и отец должны подавать пример своему ребёнку). Но при изучении литературы в школе для учителя большой проблемой является обеспечение всех учеников художественным произведением. Если учебники 5-6 классов являются по большей части хрестоматийными и у детей не возникает вопрос по поиску нужной книги, то, начиная с 7 класса, дети вынуждены искать изучаемые книги по библиотекам и книжным магазинам. Школьные библиотеки не имеют необходимого количества художественной литературы, в государственных библиотеках также на всех книг не хватает, а купить все школьные произведения не все могут себе позволить. Мы не можем говорить о поколении хорошо изъясняющихся на русском языке при такой ситуации.
Нужна планомерная, непрестанная работа по повышению читательского интереса. Надо не только часы на литературу увеличивать , надо рассмотреть все возможные варианты мотивации детей.
Прочитала доклад.Актуальна и своевременна тема выступления.то нужно решать скорее вопрос о статусе русского языка.Поднять престиж русских словесников.Научно подходить и разрабатывать все вопросы.Я за такое предложение.
“укрепление и развитие русского языка как государственного должно и планироваться, и осуществляться в первую очередь на федеральном уровне” – и в первую, и во вторую также. На практике же иногда видим несколько иное.
“прослеживается гораздо большая озабоченность проблемами защиты и развития татарского языка, нежели русского. Естественно, на практике это проявляется ещё сильнее. Следует признать, что для субъекта Российской Федерации с явным преобладанием одной «титульной» нации, такая ситуация будет закономерной”. Всё бы ничего, но, скажите на милость, для чего необходимо, по сути, навязывание изучения (а чаще – профанации изучения) другого, к примеру, татарского, языка на территории, где данная нация не является “титульной”? В Ульяновске просто требуют создавать в школах кружки изучения того же татарского языка, мотивируя проявлением интереса со стороны учащихся. Возражения об отсутствии такого интереса не принимаются: должен быть – и все тут. В такой ситуации, думается, государственный язык заслуживает бОльшей защиты, нежели все остальные языки.
По поводу доступности правил русского языка и “канонических” словарей. Правила русского языка доступны, их “изучают” в школе – но, к сожалению, явно недостаточно: ну что значит 1 час на изучение русского языка в старших классах, когда молодые люди в силу возраста увлекаются экспериментами, в том числе языковыми. Может, стоит и на это обратить внимание, а не увлекаться введением в школьную программу всякой всячины вроде уроков финансовой грамотности.
Кроме того, моду на правильный язык нужно воспитывать, предъявляя качественные образцы – но то же телевиение, не говоря уж в последнее время о радио, такая проблема попросту не волнует – главное, рейтинг. Школа же, выполняя заказ на “образовательные услуги”, лишена возможности воспитывать в том числе и интерес к языку.
По предложениям:
“2. Включение в Закон о государственном языке Российской Федерации нормы о создании во всех регионах Российской Федерации постоянно функционирующей системы курсов русского языка для обучения граждан, не владеющих русским языком”. Однознано, более того, при получении гражданства Российской Федерации экзамен на знание русского языка должен стать реальным, а не декларируемым.
“8. Включение в Закон о государственном языке Российской Федерации норм, которые упорядочивали бы использование иностранных слов и выражений – особенно в рекламе, на вывесках.” – помнится, такие нормы есть, но не работают: их соблюдение никто не контролирует, впору вводить “языковую полицию”.
“10. Издание федерального нормативного акта, устанавливающего гарантированный объём обучения русскому языку, как государственному языку Российской Федерации, в учебных заведениях начального, среднего, общего, и профессионального образования.” – Обязательно, причем объем должен быть увеличен и защищен от любых “инициатив”.
Здравствуйте. Я думаю, что русский язык – это наше общее богатство, поэтому дело образованных людей – соблюдать нормы языка, хранить его красоту.