Показательной для Северо-Кавказского федерального округа является ситуация с правопримением языкового законодательства в Кабардино-Балкарской Республике и Республике Дагестан.
Одним из наиболее проблемных и неоднозначных субъектов РФ в плане регулирования языковой политики является Кабардино-Балкарская республика.
С одной стороны, нельзя не отметить большую работу по поддержке национальных языков. С другой стороны, в нормативных актах республики обнаруживаются как внутренние противоречия, так и противоречия федеральному законодательству:
Кабардино-Балкарская республика, в силу п.2 ст.68 Конституции РФ имеет право устанавливать свои государственные языки.
Думаю, свой национальный язык все должны знать, но русский язык тоже мы все должны знать
Возможно, нужно, как минимум, в 2017-2018 учебном году вводить в русских школах курсы внеурочной деятельности по обучению русскому языку как неродному для ребят, родители которых говорят в семье на национальных языках, а у детей единственная возможность получить общение на русском языке – это русская школа, которую они, по определённым обстоятельствам, вынуждены посещать. Это то, с чего в школах можно начать, не дожидаясь новых законопроектов. Это нам закон позволяет. Почему нет? Конечно, по запросу родителей таких детей. Хотя… был бы запрос. Пока никто никого обязать не может. Или может? Или смотря какой субъект РФ?
Кавказ – это поликультурная среда, где соседствуют многие языки. Важно, конечно, чтобы не забывали свой родной язык, но и давно уже пора на уровне законодательства определить статусность русского языка, его правоприменительную практику в СКФО и ЮФО. Пора серьезно задуматься и над тем, что в школу стали приходить дети, в семьях которых чаще общаются не на русском, а родном языке. Такого ребенка очень тяжело потом обучать. Приходится начинать буквально с детской литературы. Проблема, которую мы обсуждаем и пытаемся решить здесь все вместе, глобальная. Может, начать с “малого”? Вернуть в школу часы русского языка и литературы в том количестве, в котором они были в советской школе. Пересмотреть программный материал произведений. Выделить больше часов на внеурочную деятельность именно для изучения русского языка и литературы. Считаю, что и министерство культуры должно поучаствовать в обсуждении проблемы.
Согласна с Натальей Викторовной по поводу увеличения количества часов по русскому языку и литературе как раньше в национальных школах, больше кружков и факультативов по русскому языку .
целиком и полностью поддерживаю Наталью Викторовну. Пересмотреть нужно не только произведения,но и сам учебник русского языка. В советский период разрабатывались книги с пометкой “Для национальных школ ..” , где материал подбирался в соответствии с особенностями регионов. Не помешало бы внедрение этой практики.
Ставить на одну ступень учеников, которые учатся в в школах высокогорных сел, и учеников городских школ тоже неправильно.
Одинаковое количество часов русского языка у учеников русскоязычных и дагестанских, которые говорят на родном языке, как-то несправедливо
А если учесть то, что ребята одного региона говорят на разных языках, то как можно это уместить в один учебник?!
Вот для того, Ирина Васильевна, и хочется, чтобы власть, министерства разные обратили внимание на филологов, их титанический труд. Пора пересмотреть и учебники, и содержательный материал, и количество часов. И засилье отчетов никому не нужных, “бредовых” всевозможных проверочных работ – пора учителям дать возможность учить, а не заниматься ерундой! Тот, кто выбирает профессию учителя, тем более, профессию учителя русского языка и литературы, и не сбегает через 5 лет, – достоин всяческого уважения! Может эта конференция и сдвинет что-то с “мёртвой точки”. Всем своим коллегам желаю душевного комфорта, достойной зарплаты, благодарных учеников и родителей!
Наталья Викторовна, абсолютна согласна с Вами по поводу ненужной “писанины”.
Может действительно хватит учителей русского языка заставлять писать бесконечные отчеты?
Освободившееся время учитель с детьми, хоть час с детьми почитал бы хорошую книгу, приобщал бы к чтению.
Кажется, чиновники федеральной системы образования делают все возможное и невозможное, чтобы отвратить детей от качественного образования и чтобы дети школу заканчивали абсолютно безграмотными и равнодушному к чтению русских классиков.
Оксана Николаевна, Вам это ещё КАЖЕТСЯ?))) Это уже данность. Читающие и думающие этой стране не нужны. Да и не только этой
Согласна с Натальей Викторовной. Так как мы все живем в России, то государственным языком должен быть русский язык. Не с целью ущемления прав других народностей, для того чтобы жители республик в своей повседневной деятельности не сталкивались с проблемами оформления каких-либо справок, документов и тому подобное. Зачастую бывает из-за одного слова приходиться еще собирать несколько справок, что требует дополнительных затрат времени, средств и сил. Либо законодательные акты республик должны быть приведены в такое соответствие, чтобы он действительно работал на благо всех её жителей.
Согласна с Натальей Викторовной. Учителя уже тонут в отчетах.
Считаю, что русский язык должны знать все проживающие на территории РФ. Увеличить количество часов русского языка в национальных школах, чаще проводить мероприятия, посвященные классикам русской литературы на уровне школ, районов на русском языке, ввести обязательное внеклассное чтение и обсуждение (на русском языке) прочитанного. Да много ещё можно придумать для национальных школ, чтобы практика общения на русском языке была больше.
Согласна с Натальей Викторовной. Я работаю учителем в Крыму. Здесь преобладает русское население (65 % по переписи 2014 года).Русский язык использует для общения абсолютное большинство — 97 % всего населения полуострова.Русским языком в Крыму, как родным или же вторым, пользуются крымские украинцы, крымские татары и другие народы Крыма.Нам также важна и актуальна эта тема. Благодарю за пожелания!
Доклад хороший, интересный, актуальный, правильный. Тем обиднее видеть в нём пунктуационные ошибки. Для нас, русских, русский язык не только государственный, но и национальный, родной, а знаем мы его зачастую хуже, чем представители других национальностей. Неплохо бы начать с себя. В остальном согласна с Натальей Викторовной.
Добрый день! Полностью поддерживаю мнения коллег.
Прочитала доклад. Хочу отметить, что в Республике Дагестан с приходом к власти Абдулатипова Р. Г. многое изменилось к лучшему.
1. В 2014 году Правительством разработана и принята государственная программа Республики Дагестан «Поддержка проживающего и возвращающегося в Республику Дагестан русского населения на 2014-2017 годы», реализация которой закладывает основы для улучшения социального самочувствия русского населения в Республике.
2. С особым вниманием относятся в Республике Дагестан вопросам языковой политики как составной части общих программ в сфере межнациональных отношений. С целью создания условий для изучения, сохранения и развития языков народов Дагестана при содействии Дагестанского научно-исследовательского института педагогики им. А. А. Тахо-Годи разработаны соответствующие программы, в которых учитываются не только интересы 14 народов Дагестана, языки которых наряду с русским являются государственными, но и всех малочисленных этнокультурных групп и т. д.
Несмотря на все проводимые работы по поддержке и развитию языков в Республике Дагестан, да действительно, по языкам многих народностей существуют споры.
Предложение ДНЦ РАН и Министерству образования и науки Республики Дагестан:
Необходимо открыть при ИЯЛИ ДНЦ РАН отделение лингвистических исследований с секторами:
сектор русского языка в Дагестане, сектор аварских языков, сектор даргинских языков, сектор тюркских языков, сектор лезгинских языков, сектор бесписьменных языков Дагестана, лабораторию экспериментально-фонетических исследований и т. д.
Обращаюсь с просьбой участникам обсуждения по след. абзацу доклада: пожалуйста, оставьте отзывы.
В качестве выхода представляется рациональным рассмотреть вопрос о выработке принципиально иного подхода к статусу языков в Дагестане, в сравнении с «классическими» 2-язычными или трёхъязычными схемами. Возможно, вместо попыток придать большому числу языков народов Дагестана статус государственного, было бы рационально разработать юридическую технику наделения отдельных языков статусом «регионального языка» на уровне районов или муниципальных образований, с определением статуса «регионального языка». Эта задача решалась бы проще, если соответствующий механизм был бы более подробно прописан в федеральном законодательстве.
Кто, как и из каких источников финансирования будет осуществлять мониторинг состояния языков? Есть большие сомнения в том, что этот мониторинг будет объективным. Он вызовет очередную лавину отчетности, что не позволит заниматься настоящей работой.