22 ноября, в день рождения В.И. Даля, в России отмечается уже ставший традиционным праздник русской словесности – День словарей и энциклопедий. В 2015 году это мероприятие вошло в официальную программу Года литературы в РФ. Хорошей традицией становится проведение в этот день в школах России уроков, выставок, презентаций ученических проектов, посвященных Владимиру Далю как символу отечественной лексикографии и вопросам формирования и развития культуры пользования словарями (с 2014 года – метапредметная компетенция ФГОС общего образования).
Некоммерческое партнерство «По содействию в поддержке и сохранении русского языка «Родное слово» совместно с Общероссийской общественной организацией «Ассоциация учителей литературы и русского языка» при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации провело Всероссийское мероприятие День словаря.
Проведение всероссийского Дня словаря является средством продвижения русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения народов России, поддержки преподавания русского языка и литературы на разных уровнях и ступенях в национальных системах образования.
В рамках всероссийского Дня словаря было проведено ряд мероприятий:
- ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС «СЛОВАРНЫЙ УРОК»
- СЕМИНАР «ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ “ДЕНЬ СЛОВАРЯ”»
- ВЫСТАВКИ СЛОВАРЕЙ И ЭНЦИКЛОПЕДИЙ
- МАСТЕР-КЛАССЫ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛОВАРЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»
В мероприятиях принимали участие представители органов управления образованием субъектов РФ, общеобразовательных организаций субъектов РФ, учителя начальных классов, учителя-предметники (русского языка, литературы), школьники и их родители, представители общественности всех субъектов Российской Федерации.
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС «СЛОВАРНЫЙ УРОК»
12 октября 2016 г. состоялся всероссийский семинар «Эффективные формы проведения всероссийского мероприятия “День словаря”», на котором были подведены итоги всероссийского конкурса «Словарный урок».
В конкурсе приняли участие учителя русского языка и литературы, учителя начальных классов, педагоги-библиотекари, заместители руководителей общеобразовательных организаций, методисты, преподаватели профессиональных и высших образовательных организаций, студенты вузов из 47 субъектов Российской Федерации.
Конкурсная комиссия, состоящая из ведущих филологов, методистов и учителей русского языка, рассмотрела 156 конкурсных работ, из которых 26 заняли призовые места.
Абсолютным победителем всероссийского конкурса «Словарный урок» стала Малкова Татьяна Юрьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 им. авиаконструктора М. Л. Миля» г. Москвы!
ИНТЕРВЬЮ С ПРИЗЕРАМИ КОНКУРСА НА «РАДИО РОССИИ»
Учителя русского языка Светлана Заболотная (МБОУ «Пинежская средняя школа № 117», Архангельская область) и Татьяна Булатова (МОУ «Заволжская СОШ им. П.П. Смирнова», Тверская область) рассказывают о своих словарных уроках.
Организаторы поздравили призеров и поблагодарили всех участников конкурса за активное участие!
Были вручены дипломы и награды победителю и призерам конкурса.
Призы для победителя и призеров конкурса — комплекты словарей из серии «Словари XXI века» издательства «АСТ-ПРЕСС. ШКОЛА».
Всем участникам конкурса были направлены Сертификаты.
ПОБЕДИТЕЛИ И ПРИЗЕРЫ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «СЛОВАРНЫЙ УРОК»
№ п/п |
Фамилия Имя Отчество | Должность | Название образовательного учреждения | Регион | Название работы | Средняя сумма баллов | Место |
1 | Малкова Татьяна Юрьевна | Учитель русского языка и литературы | ГБОУ «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 им. авиаконструктора М. Л. Миля» | г. Москва | «Он открыл рудник словесный…». Вклад В. И. Даля в становление словарного дела в России. Урок русского языка в 7 классе | 55 | 1 |
2 | Заболотная Светлана Викторовна | Учитель русского языка и литературы | МБОУ СШ № 117 | п. Пинега, Архангельская область | «Наши помощники – словари». Урок русского языка в 5 классе | 53 | 2 |
3 | Новичкова Елена Юрьевна | Учитель русского языка и литературы | ОГБОУ «Центр образования “Дистанционные технологии”» | г. Рязань | «Вселенная в алфавитном порядке». Урок для обучающихся в 9-11 классах, детей с ОВЗ | 51 | 2 |
4 | Рыжова Инна Александровна | учитель начальных классов | МБОУ СОШ № 1 с углубленным изучением английского языка | г. Ковдор, Мурманская область | Интегрированный урок русского языка и литературного чтения во 2 классе по программе «Школа России» | 50 | 2 |
5 | Иванова Елена Константиновна | Учитель русского языка и литературы | ГБОУ «Гимназия № 1520 им. Капцовых» | г. Москва | «Слово слово родит, а третье за ним бежит». Основы формирования словарной культуры учащихся. Урок русского языка в 4 классе | 50 | 2 |
6 | Яковлева Елена Васильевна | Учитель русского языка и литературы | МАОУ «Гимназия №4 им. братьев Каменских» | г. Пермь | «Что у нас сегодня на десерт, или Занимательная этимология». Урок русского языка в 6 классе | 50 | 2 |
7 | Лаврик Ирина Сергеевна | Учитель русского языка и литературы | МБОУ СОШ № 15 им. В. Л. Гриневича | г. Прокопьевск, Кемеровская область | «Путешествие в сказку «СЛОВАРИ ЧИТАТЬ – ГОРЯ НЕ ЗНАТЬ»». Урок русского языка и литературы в 5 классе | 50 | 2 |
8 | Булатова Татьяна Викторовна | Учитель русского языка и литературы | МОУ СОШ им. П. П. Смирнова | п. Заволжский, Тверская область | «Ожеговский интеллектуальный марафон по русскому языку». Для учеников 5-11 классов. | 50 | 2 |
9 | Заикин Игорь Викторович | Учитель русского языка и литературы | МБОУ СОШ №50 | г. Шахты, Ростовская область | «Путь к слову. Лексикография как раздел лингвистики»» | 50 | 2 |
10 | Залескова Ирина Владимировна | Учитель русского языка и литературы | МБОУ «Лицей № 124» | г. Барнаул, Алтайский край | «Грамматическая основа предложения». Фрагмент урока. Словарное слово «ансамбль». Урок русского языка в 8 классе | 49 | 3 |
11 | Зиннатова Наиля Галиаскаровна | Учитель русского языка и литературы | МБОУ СОШ № 38 | г. Сургут, Ханты-Мансийский — Югра автономный округ | Интеллектуальная игра для учащихся 5-х классов «Встреча с Мудрецами» Интеллектуальная игра для учащихся 6-х классов «Встреча с Мудрецами» |
49 | 3 |
12 | Гуменная Алла Томовна | Учитель русского языка и литературы | МБОУ СОШ № 6 с углубленным изучением английского языка | г. Апатиты, Мурманская область | «Наши помощники – словари». Урок – практикум в 7 классе | 49 | 3 |
13 | Агапова Екатерина Сергеевна | Учитель русского языка и литературы | МБОУ «Гимназия № 28» | г. Казань | «История словарного дела в России». Для учеников в 5 классе | 49 | 3 |
14 | Елистратова Ксения Ксения | Учитель русского языка и литературы | МБОУ СОШ № 34 | г. Череповец, Вологодская область | «Вселенная в алфавитном порядке…». Урок русского языка в 11 классе | 49 | 3 |
15 | Кожина Ирина Александровна | Учитель русского языка и литературы | МАОУ «Лицей № 82» | г. Нижний Новгород | «Есть в России удивительные места» из цикла «Герб города»». Урок русского языка в 8 классе | 48 | 3 |
16 | Ломоносова Елена Сергеевна | учитель начальных классов | МБОУ «Гимназия № 3» | г. Астрахань | «День словаря в начальной школе». Урок для учеников в 3-4 классах | 48 | 3 |
17 | Оруджова Татьяна Владиславовна | учитель начальных классов | ГБОУ «Гимназия № 1520 им. Капцовых» | г. Москва | Урок формирования метапредметного понятия «Время» в 4 классе с использованием серии «Словари XXI века» | 48 | 3 |
18 | Королева Маргарита Сергеевна | Учитель русского языка и литературы | МБОУ «Гимназия № 65 им. Н. Сафронова» | г. Ульяновск | «Работа над чужими ошибками. Составляем словарь ошибок современного русского языка». Урок русского языка в 6 классе | 48 | 3 |
19 | Козьмина Наталья Васильевна | Учитель русского языка и литературы | МБОУ СШ № 117 | п. Пинега, Архангельская область | «Различные виды словарей». Урок русского языка в 5 классе | 48 | 3 |
20 | Максимова Любовь Викторовна | Учитель русского языка и литературы | ГБОУ СОШ № 1191 | г. Москва | «Паронимы и их употребление». Урок русского языка в 10 классе | 48 | 3 |
21 | Никифорова Вера Николаевна | Доцент кафедры филологии | БОУ ДПО (ПК)С «Чувашский республиканский институт образования» | г. Чебоксары, Республика Чувашия | «Словарный урок. В. П. Астафьев об отношении поколения «дедов» к подросткам» | 47 | 3 |
22 | Обухова Марина Юрьевна | Учитель русского языка и литературы, заместитель директора по ОЭР | ГБОУ «Гимназия № 171» | г. Санкт-Петербург | «Родина бывает разная, но у всех она одна». Урок развития речи в 10 классе | 47 | 3 |
23 | Дюндик Снежана Ивановна | Учитель русского языка и литературы | МАОУ СОШ № 4 | г. Покачи | Урок развития связной устной и письменной речи в 7 классе | 47 | 3 |
24 | Григорченко Ирина Александровна Полканова Анастасия Игоревна |
Учитель русского языка и литературы. Студентка факультета иностранных языков | МБОУ «Мариинская гимназия», ФГБОУ высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова» | г. Ульяновск | «Перевод стихотворения Дж. Байрона My soul is dark и сопоставление с переводом М. Ю. Лермонтова». Работа со словарями разных типов при подготовке к анализу текста в 9 классе гуманитарного профиля | 47 | 3 |
25 | Каморзина Наталья Сергеевна | Учитель русского языка и литературы | ГБОУ «Школа № 1251 с углубленным изучением французского языка им. генерала Шарля де Голля» | г. Москва | «С верным другом Словарем мы ОГЭ легко сдаем». Урок русского языка в 8 классе | 47 | 3 |
26 | Быстрицкая Марина Александровна | Учитель русского языка и литературы | ГБОУ «Школа № 129» | г. Санкт-Петербург | «А что есть труд души….?» (Д. Самойлов). Создание эссеистического текста нравственного содержания. Урок речевого развития в 10-11 классах | 47 | 3 |
27 | Новак Екатерина Александровна | Учитель русского языка и литературы | МБОУ «Лицей №57» | г. Ростов-на-Дону | «Типология учебных словарей». Урок для учащихся 7 класса | 47 | 3 |
ВНЕКОНКУРСНЫЕ РАБОТЫ, ОТМЕЧЕННЫЕ ЧЛЕНАМИ КОМИССИИ
№ п/п |
Фамилия Имя Отчество | Должность | Название образовательного учреждения | Регион | Название работы |
1 | Москаленко Галина Алексеевна | Учитель русского языка и литературы | МБОУ «Лицей №10» | г. Батайск, Ростовская область | Культура работы со словарем – инструмент формирования языковой и информационной культуры человека |
2 | Медведева Инна Юрьевна | Учитель русского языка и литературы | МАОУ СОШ №25/11 | г. Таганрог, Ростовская область | Развитие мотивации овладения культурой пользования словарями на уроках русского языка и литературы |
3 | Цой Дина Валерьевна | Учитель | МБОУ СОШ №2 | г. Батайск, Ростовская область | Методические ресурсы словарей и справочной литературы в урочной и внеурочной деятельности в системе филологического образования |
ВСЕРОССИЙСКИЙ СЕМИНАР «ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ “ДЕНЬ СЛОВАРЯ”»
12 октября прошел в формате вебинара Всероссийский семинар «эффективные формы проведения всероссийского мероприятия “День словаря”»
В ходе семинара обсуждались эффективные способы и средства формирования культуры пользования словарями на уроках и во внеурочной деятельности.
В семинаре принимали участие:
— авторы современных словарей,
— ведущие ученые-методисты,
— учителя-победители Всероссийского конкурса «Словарный урок»,
ВИДЕОЗАПИСЬ ВЕБИНАРА
ПРЕЗЕНТАЦИИ
«Об опыте проведения проектов «Со словарями по жизни» и «Всероссийский словарный марафон»» | О. Н. Левушкина |
«Методические рекомендации для проведения мероприятий «День словаря»» | О. Н. Левушкина |
«Победители Всероссийского конкурса «СЛОВАРНЫЙ УРОК»» | О. Н. Левушкина |
«Слово слово родит, а третье само бежит» | Е. Иванова |
«Глагол как часть речи. Грамматические и морфологические признаки глагола» | Т. В. Булатова |
««Мой дом – мой язык» Словари – дело государственное» | Н. С. Корольчук |
«ГЕОГРАФИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «СЛОВАРНЫЙ УРОК»» | Т. А. Кузнецова |
«Организация работы со словарями на уроках русского языка и литературы» | Т. В. Булатова |
ВЫСТАВКИ СЛОВАРЕЙ И ЭНЦИКЛОПЕДИЙ
С 21 по 24 ноября 2016 года во всех регионах страны прошли выставки словарей и энциклопедий с использованием дистанционных технологий.
Посетители увидели многочисленное разнообразие словарей: алфавитные и идеографические, цитат и синонимов, терминов и метафор, фразеологизмов и неологизмов, абстрактных понятий и повседневных реалий, профессиональные, жаргонные и многие другие словари.
С помощью слова человек познает мир. И словари оказывают ему в этом неоценимую помощь, потому что они одновременно и инструмент познания, и важнейшая часть национальной культуры.
МАСТЕР-КЛАССЫ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛОВАРЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»
Известно, что среди важнейших элементов, обеспечивающих и обусловливающих эффективность обучения, одно из первых мест принадлежит средствам обучения. Большинство обучающихся не воспринимают словарь, как действенное средство обучения.
На современном этапе развития словарного дела происходит усиление их учебной ориентации. Так, учебный словарь может быть использован не просто как справочный материал, но и как самостоятельное учебное пособие по развитию всех видов речевой деятельности и формированию коммуникативной компетенции. Достичь подлинной автономии можно только в случае наличия соответствующей подготовки обучающихся, т.е. необходимо научить их пользоваться словарем, знать структуру и типы словарей.
В рамках всероссийского мероприятия «День словаря 2016» с 21 по 24 ноября были проведены мастер-классы «Использование словарей в образовательном процессе, в том числе двуязычных»
Победители «Словарного урока» и разработчики словарей показали все многообразие словарей, способы использования словарей при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, использование толковых словарей для извлечения необходимой информации, фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов и многое другое.
Фамилия Имя Отчество | Название мастер-класса |
Малкова Татьяна Юрьевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 им. авиаконструктора М. Л. Миля», г. Москва, победитель конкурса «Словарный урок» |
«Он открыл рудник словесный…». Вклад В. И. Даля в становление словарного дела в России. Урок русского языка в 7 классе |
Григорченко Ирина Александровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Мариинская гимназия», Полканова Анастасия Игоревна, студентка факультета иностранных языков ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова», г. Ульяновск, призеры конкурса «Словарный урок» |
«Перевод стихотворения Дж. Байрона My soul is dark и сопоставление с переводом М. Ю. Лермонтова». Работа со словарями разных типов при подготовке к анализу текста в 9 классе гуманитарного профиля |
Заболотная Светлана Викторовна,
учитель русского языка и литературы МБОУ СШ № 117, п. Пинега, Архангельская область, призер конкурса «Словарный урок» |
«Наши помощники — словари». Урок русского языка в 5 классе |
Зиннатова Наиля Галиаскаровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 38, г. Сургут, Ханты-Мансийский — Югра автономный округ, призер конкурса «Словарный урок» |
Интеллектуальная игра для учащихся 6-х классов «Встреча с Мудрецами» |
Зотова Светлана Васильевна,
доцент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальной школе МПГУ, г. Москва, автор словарей русского языка для начальной школы |
Как работать со словарем? Словарь как дидактическое пособие |
Андреева Ирина Викторовна,
кандидат филологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра этнокультурных стратегий образования Федерального института развития образования, г. Москва |
Работа со «Словарем устаревшей лексики к произведениям русской классики» |